Теория - это когда все известно, но ничего не работает. Практика - это когда все работает, но никто не знает почему. Мы же объединяем теорию и практику. Альберт Эйнштейн. Профессия учителя одна из самых древнейших – исследования историков педагогической науки и практики подтверждают, что учителя появились во времена древних государств Вавилон, Ассирия, Шумер, Аккад, т.е. примерно за 4 тыс. лет до нашей эры. Дело учителя самое трудное… Посмотри, один сильный человек перед воспитанием одного ребенка показывает слабость. А он целой группе детей дает знания и воспитывает их, что можно с этим сравнить! Алишер Навои К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение. Д. И. Менделеев

Научно-методическая деятельность


Обоснование выбора образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы для реализации рабочей программы по предмету


Школьный курс физики – системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы , лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. 
В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме. 
В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно. 
   Предметная программа учебного курса «Физика» (7-9 классы) является составной частью Основной образовательной программы школы, на её основе создаётся рабочая программа учителя. Программа разработана на основе следующих нормативных документов: 
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования , утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897.(М-во образования и науки РФ, - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013) 
2. Фундаментального ядра содержания общего образования (Рос. акад. наук, Рос. акад. образования , под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2011) 
3. Примерной программы по физике (Примерная основная образовательная программа основного общего образования) 
4. Федерального перечня учебников, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 31 марта 2014г №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ начального общего , основного общего среднего общего образования» 
5. Авторской программы по физике. Рабочие программы. «Физика 7-9 классы» Предметная линия учебников А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник, Н.В. Филонович. (Учебно –методическое пособие. – 2-е изд. М.: Дрофа. 2013, под ред. Тихоновой 
 Предметная программа по физике обеспечивает поэтапное достижение планируемых результатов освоения Основной образовательной программы школы. Она определяет цели, содержание курса, планируемые результаты по физике для каждого года обучения. Предметная программа по физике соответствует требованиям образовательного стандарта к структуре программ отдельных учебных предметов (п. 18.2.2) 
 Изучение предметной области «Естественно- научные предметы» должно обеспечить: (ФГОС)  формирование целостной научной картины мира; 
 понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества; 
 овладение научным подходом к решению различных задач; 
 овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; 
 овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; 
 воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде; 
 овладение экосистемной познавательной моделью и её применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;  осознание значимости концепции устойчивого развития; 
 формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представление научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач. 
Результаты изучения предметной области «Естественно- научные предметы» в ходе освоения предмета «Физика» должны включать: 
1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики; 
2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных, квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно- молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики; 
3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений; 
4) понимание физических основ и принципов действия( работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф; 
5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования; 
6) овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека; 
7) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья; 
8) формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов. 
Цели изучения физики в основной школе следующие: 
 Усвоение учащимися смысла основных научных понятий и законов физики , взаимосвязи между ними; 
 Формирование системы научных знаний о природе, её фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира; 
 Систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации; 
 Формирование убеждённости в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения; 
 Организация экологического мышления и ценностного отношения к природе; 
 Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета. Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач: 
 Знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы; 
 Приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях и физических величинах, характеризующих эти явления; 
 Формирование у учащихся наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни; 
 Овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки; 
 Понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человек.
 Для решения основных задач обучения требуются книги, созданные на основе глубокого изучения основ наук, освоения их идей, традиций и конкретного содержания. 
Учебно-методический комплект (УМК) «Физика» (авторы: Перышкин А.В. , Гутник Е.М.) предназначен для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. УМК выпускает издательство «Дрофа». 
  Учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год. Содержание учебников  соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО, 2010 г.). 
 ·
Состав УМК «Физика» для 7-9 классов:
  • Учебники «Физика» 7, 8, 9 классы. Автор А.В. Перышкин (7, 8 классы); А.В. Перышкин, Е.М. Гутник (9 класс) ·
  • Рабочая тетрадь «Физика» 7 класс. Авторы: Т.А. Ханнанова, Н.К. Ханнанов ·
  • Тесты «Физика» 7, 8, 9 классы. Авторы: Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова ·
  • Дидактические материалы «Физика» 7, 8, 9 классы. А вторы: А.Е. Марон, Е.А. Марон
  • Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 классы. Авторы: А.Е. Марон, С.В. Позойский, Е.А. Марон ·
  • Тематическое и поурочное планирование. 7, 8, 9 классы. Авторы: Е.М. Гутник, Е.В. Рыбакова
Достоинством учебников данного УМК являются ясность, краткость и доступность изложения, подробно описанные и снабженные рисунками демонстрационные опыты и экспериментальные задачи. Все главы учебника содержат богатый иллюстративный материал. В 2012 г. издательство «Дрофа» совместно с издательством «Вертикаль» выпустило учебник для 7-9 классов в новом оформлении и с электронным приложением, которое размещено на сайте издательства «Дрофа». Учебники рассчитаны на такую структуру, при которой на первой ступени профильное обучение не вводится. Он включает весь необходимый теоретический материал по физике для изучения в общеобразовательных учреждениях. Учебники отличаются простотой и доступностью изложения материала, предусматривается выполнение упражнений, которые помогают не только закрепить пройденный теоретический материал, но и научиться применять на практике.
  Учебники доработаны в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для основной школы. 
При доработке в учебники добавлен обобщающий материал «Итоги главы», включающий краткое теоретическое повествование «Самое главное» и тестовые задания на знание теоретического материала «Проверь себя». 
Методический аппарат дополнен заданиями разных типов, способствующими формированию метапредметных умений: на формирование определений и понятий, сравнение и классификацию, на умение давать собственные оценки и работать с различной информацией, включая электронные ресурсы и Интернет, а также расчетные, графические и экспериментальные задачи. Материал для дополнительного чтения перенесен по месту изучения темы в рубрику «Это любопытно». 

Учебник 7 класса содержит следующие главы: 
«Первоначальные сведения о строении вещества», 
«Взаимодействие тел», 
«Давление твердых тел, жидкостей и газов», 
«Работа и мощность. Энергия». 
В учебник добавлен астрономический материал (природа планет Солнечной системы); лабораторная работа «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы». 

Материал учебника 8 класса охватывает следующие темы: 
«Тепловые явления», 
«Электрические и магнитные явления», 
«Световые явления». 
Учебник дополнен темами «Конденсатор» (перенесена из 9 класса), «Показатель преломления света», «Глаз и зрение», астрономическим материалом (видимые движения светил), лабораторной работой «Измерение влажности воздуха». 

Учебник 9 класса завершает курс физики основной школы. В него включены разделы: 
«Законы взаимодействия и движения тел», 
«Механические колебания и волны. Звук», 
«Электромагнитное поле», 
«Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер», 
«Строение и эволюция Вселенной». 
   Учебник существенно упрощен, часть материала перенесена в 8 класс (конденсатор, преломление света), исключен раздел «Задачи, предлагаемые для повторения и при 3 часах физики в неделю». Часть параграфов объединена в соответствии с тематическим планированием. Материал частично сокращен (из 80 параграфов осталось 67). В то же время добавлен астрономический материал, лабораторные работы «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров излучения», «Измерение естественного радиационного фона дозиметром». 
   Электронная форма учебников (ЭФУ), рабочие тетради, тетради для лабораторных работ, сборник вопросов и задач, тесты, дидактические материалы и методические рекомендации для учителя позволят эффективно организовать процесс обучения. Использование электронной формы учебника в процессе обучения позволяет организовать индивидуальную и групповую форму работы, а также общеклассную форму проведения занятий с применением информационных объектов (видео, анимации, слайд-шоу), проецируемых на экран или интерактивную доску с помощью мультимедийного проектора Практические задания позволяют отработать теоретические знания в индивидуальном темпе, а контрольные тесты – самостоятельно оценить степень усвоения материала. Надо отметить, что электронная форма учебника является высокоэффективным инструментом мотивации учащихся.


 

Использование методов и педагогических технологий, направленных, на реализацию базовой образовательной программы по физике 
  Формированию необходимых ключевых компетенций способствует использование современных образовательных технологий:
• технологии проблемного обучения,
• технологии интегрированного обучения,
• технология игрового обучения, технология обучения на примере конкретных ситуаций
• информационные технологии: использование компьютера для поиска необходимой информации, создание проектов, отчетов,
• технология развивающего обучения
• технологии индивидуального обучения
Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они построены как на предметном содержании, так и носят надпредметный характер
• ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
• ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
• ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить и предложить своё адекватное решение;
• ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).
   Формы организации образовательного процесса
1.урок-исследование,
• урок-лаборатория,
• урок-творческий отчёт,
• урок изобретательства, смотреть
• урок «Удивительное рядом», смотреть 
• урок-решения задач на предложенную тему, смотреть
• урок-защита исследовательских проектов, смотреть
• урок-экспертиза,
• урок «Патент на открытие»,
• урок открытых мыслей;
• учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
• домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени. 1. Видео отчет по физике "Диффузия" смотреть,
2. Опыт домашнего эксперимента  "Диффузия" смотреть
3. Видеоотчет на тему "Равновесие рычага" смотреть
4. Видеоотчет 8 класс на тему "Электризация тел" смотреть
     Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся. 
Типовые задачи на формирование УУД
 Личностные универсальные учебные действия:
• — на личностное самоопределение;
• — на развитие Я-концепции;
• — на смыслообивные универсальные учебные действия:
• — на учёт позиции партнёра;
• — на организацию и осуществление сотрудничества;
• — на передачу информации и отображение предметного содержания;
• — тренинги коммуникативных навыков;
• — ролевые игры; — групповые игры.
   Познавательные универсальные учебные действия:
— задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
— задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;
— задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
— задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
— задачи на смысловое чтение.
   Регулятивные универсальные учебные действия:
— на планирование;
— на рефлексию;
— на ориентировку в ситуации;
— на прогнозирование;
— на целеполагание;
— на оценивание;
— на принятие решения;
— на самоконтроль;
— на коррекцию.
УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
• Учебное сотрудничество
• Совместная деятельность
• Разновозрастное сотрудничество
• Проектная деятельность обучающихся как форма сотрудничества
• Дискуссия
• Тренинги
• Общий приём доказательства
• Рефлексия
• Педагогическое общение
Учебно-практические и учебно-познавательные задачи,
1) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний
2) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний
3) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций
4) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества
5) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации
6) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции
7)учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии
8)учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно- смысловых установок
9)учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ- компетентности обучающихся
Все механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся, приводят современного учителя к необходимости освоения все новых и новых возможностей ИКТ.
Я всегда стараюсь идти в ногу со временем и поэтому постоянно принимаю участие в конференциях и обучающих программах по ИКТ.
1. Создание СКРИНКАСТОВ 

2. Создание интерактивных индивидуальных рабочих листов на платформах app.wizer.me,  Googledocs, LearningsApp
Интерактивный рабочий лист (ИРЛ) - пример Средства организации учебной деятельности учащихся. Как правило, разрабатывается самим учителей (в отличие от ситуации, когда учитель использует готовые дидактические материалы) с использованием облачных сервисов и веб-инструментов, например, Googledocs, Zoho creator и других.
Познакомиться с созданными мной файлами Интерактивных рабочих листов можно по ссылке https://learningapps.org/display?v=pbxmgg6jn18



Облачные решения для школ — 
                      «Время вернуться домой»
Если инфраструктура, в которой разворачивается модель «1 ученик : 1 компьютер», полностью базируется на подключении в сети интернет, то для ее построения целесообразно рассмотреть возможность использования «облачных» сетевых сервисов. Считается, что термин «облачный» начал использоваться в связи с традицией изображать в организационных схемах интернет в виде облака, в котором находятся сетевые сервисы.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.